Взлеты и падения IT индустрии с 6 по 12 апреля
Прошедшая неделя ознаменовалась сделкой, которая, как минимум по своему объему, в любом случае войдет в Top10 2011 года по слияниям и поглощениям на IT-рынке. Texas Instruments, один из мировых лидеров в производстве аналоговых и цифровых чипов, объявил о намерении купить другого пионера Кремниевой долины в этой же области — National Semiconductor. Сумма сделки должна составить 6.5 миллиарда долларов, а в результате, по замечанию одного из аналитиков, «Texas Instruments всегда был 800-фунтовой гориллой на аналоговом рынке. Скоро они станут 1200-фунтовой гориллой».
На самом деле, пропорция не совсем такова: при объеме продаж TI в 14 миллиардов долларов в течение прошлого года, объем продаж NS за тот же период составил всего 1.6 миллиарда. За что же тогда TI намерен переплатить 78% премию сверх текущей стоимости акций NS? Как водится — за синергию. Продуктовые линейки TI и NS практически не пересекаются, не дублируя, а дополняя друг друга. И, с учетом клиентской базы TI, объем продаж даже существующих сегодня продуктов NS может быть куда большим — объединенный отдел продаж получится в десять раз больше по размерам, чем у National Semiconductor сейчас. У Texas Instruments в одном только Китае больше торговых представителей, чем у NS — вообще в целом. Плюс, у NS куда выше маржа — 66.5% в последнем квартале, против 53% у TI.
Тем не менее, некоторые вопросы, сделка, конечно, вызывает. Во-первых, это пресловутый размер переплаты (столько на этом рынке не переплачивали со времен битвы Dell и HP за 3PAR, 78% — это раза в четыре больше, чем в среднем в подобных сделках на IT-рынке за прошлый год). Во-вторых — есть сомнения в том, что удастся в обозримом будущем поднять рост продаж продуктовой линейки NS до тех же темпов роста, что у TI. Особенно с учетом того, что последние четыре года продажи NS непрерывно падали. В общем, ряд аналитиков, не отрицая всех плюсов сделки, все же сходятся на том, что Texas Instruments переплатил.
После объявления о покупке, на рынке был отмечен некоторый рост многих полупроводниковых компаний, работающих в этой же области — инвесторы думают, что вслед за этой сделкой могут последовать и другие аналогичные (вопрос консолидации на рынке аналоговых чипов давно назрел). Так, на 13% выросли акции Intersil, которая видится потенциальной жертвой либо для Analog Devices, либо для Qualcomm. Опять же, сразу поползли слухи о том, что голландская NXP Semiconductor (бывшее полупроводниковое подразделение Philips) ведет переговоры о своей продаже сразу с Intel, Broadcom, и Qualcomm.
Но не с Google — у того на неделе были другие интересы в плане покупок. Компания выступила с предложением приобрести за 900 миллионов долларов патентный портфель (порядка 6 тысяч патентов, относящихся к LTE, полупроводниковым технологиям, различным мобильным технологиям, и т.д.) у обанкротившегося производителя телеком-продукции Nortel Networks. Предложение Google — всего лишь отправная точка для аукциона по продаже этого портфеля, который состоится в июне, и в котором, по слухам, не прочь поучаствовать Apple и Research in Motion. Зачем все это Google? Чисто защитный ход, призванный усилить позиции компании и ее партнеров в текущих и потенциально возможных в будущем судебных разбирательствах по поводу Android. То есть, компания готова потратить почти миллиард долларов (а может, и больше) даже не на приобретение новых технологий, а на защиту от патентных троллей, типа Oracle или Microsoft.
А пока юристам Google придется отбиваться в том же судебном разбирательстве с Oracle без помощи этих патентов. Плюс, возможно, им еще добавится работы на другом фронте. Поговаривают, что федеральная торговая комиссия США продолжает всерьез размышлять над запуском масштабного антимонопольного расследования на предмет злоупотреблений Google своим доминирующим положением на рынке интернет-поиска. Опять же, продолжается подготовка к аналогичным действиям и в Еврокомиссии. Такое ощущение, что в этом десятилетии Google антимонополисты будут гонять так же, как они гоняли Microsoft в прошлой декаде. Нервов и денег у тех тогда это отняло очень много.
Благо, что Google сам дает для всего этого поводы, пытаясь стать монополистом во все новых областях. В частности, на рынке информации об авиабилетах, где он становится безусловным лидером, после приобретения ITA Software, каковое приобретение на неделе одобрил, наконец, Минюст США. Правда, с рядом серьезных оговорок. В частности, от Google потребуется обеспечить в течение ближайших пяти лет тот же уровень R&D расходов на технологию предоставления данным другим компаниям, который поддерживала ITA Software в минувшие годы. Плюс, сам Google должен будет получить лишь ограниченный доступ к этим данным. Плюс, оговорен механизм возможных жалоб на Google со стороны пользователей этой системы, что обеспечивает постоянную возможность вмешательства со стороны Минюста. С одной стороны, одобрение $700-миллионной сделки — безусловная победа Google. С другой, со всеми этими условиями, победа выглядит слегка Пирровой.
Но со всем этим будет разбираться уже не Эрик Шмидт, а официально занявший на минувшей неделе пост CEO Google Ларри Пейдж. Его приход ознаменовался немедленным заявлением об уходе Джонатана Розенберга, старшего вице-президента компании, работавшего в ней на протяжении последних девяти лет, и возглавлявшего разработку всех продуктов Google. Собственно, сам Розенберг и не скрывает связи между двумя этими событиями. Поговаривают, что дело связано с тем, что Пейдж намерен всячески децентрализовать структуру управления Google, разбив компанию на отдельные бизнес-единицы (поиск, Android, Chrome, YouTube, и т.д.), так что управленцы масштаба Розенберга, замыкающие все на себя, будут попросту не нужны. Вдобавок, Розенберг давно планировал покинуть Google к тому времени, когда его младшая дочь пойдет в колледж (2013 год), а Пейдж потребовал от управленцев подписать новый многолетний контракт. Впрочем, стороны расстаются без малейшего скандала: Пейдж рассыпался в комплиментах Розенбергу, а тот, в свою очередь, остается в Google до лета, а после будет консультировать компанию.
В общем-то, первое действие Пейджа на посту CEO всю эту теорию насчет автономизации подразделений компании полностью подтверждает: он повысил шесть менеджеров до уровня старших вице-президентов по отдельным направлениям. Chrome, социальные приложения, мобильные технологии (Android), YouTube и видео, поиск, реклама. Плюс, коммерция на основе информации о локациях. Вот, пожалуйста, пресловутые отдельные готовые бизнес-единицы. Их руководители подчиняются теперь непосредственно Пейджу, который имеет полную возможность примерить на себя роль Стива Джобса в качестве основной направляющей силы в компании.
Большие перемены намечаются и в Cisco. По крайней мере, так следует из меморандума для сотрудников, разосланного Джоном Чемберсом. Он пообещал им «большие перемены», «трудные решения», «взвешенные ходы», и все такое прочее, что необходимо для того, чтобы восстановить «утраченное доверие». «Сегодня мы столкнулись с простой вещью: мы разочаровали наших инвесторов и смутили наших сотрудников» — кто бы мог ждать таких слов от Чемберса еще пару лет назад? Трудные решения и взвешенные ходы обещаны в течении ближайших недель, так что ждем с интересом, в каком же направлении развернется этот локомотив. Отказ от потребительских нишевых решений, вроде камер Flip или телеприставок, никак не помогающих компании сосредоточиться на ее базовом бизнесе, испытывающем давление со стороны HP и Juniper, выглядит вполне вероятным.