Взлеты и падения IT индустрии с 15 по 21 июня
Как доказывает опыт Бельгии, больше года пребывающей без правительства, и AMD, находящейся без CEO уже полгода, в таком состоянии можно жить и работать. Но, конечно, в нормальное положение прийти хочется, так что AMD за это время, как выяснилось на минувшей неделе, делала предложения уже как минимум четырем серьезным кандидатам: Тому Куку (COO Apple), Марку Херду (со-президент Oracle), Патрику Гельсингеру (COO EMC), Грегу Сламми (управляющий директор Carlyle Group). Все отказали. Пока инвесторы терпят, но, если дело так будет продолжаться, то где-нибудь к осени их терпение может и начать иссякать. Интересно, что одновременно стало известно об отставке двух топ-менеджеров GlobalFoundries — бывшего производственного подразделения AMD: ушли CEO и COO компании. У AMD и всего, что с ней связано, явно существует некая карма, и можно понять бывшего вице-президента Intel Гельсингера, который в ответ на предложение AMD «сказал «нет», и затем снова сказал «нет».
По крайней мере, у AMD сейчас нет никаких серьезных судебных исков, в отличие, скажем, от Google, над которым продолжает висеть угроза со стороны Oracle. Тот, отсудив у SAP 1.3 миллиарда, уловил, что судебные разборки могут быть весьма прибыльным занятием, и подал в суд на Google (ситуация слегка утрирована, на самом деле все началось еще в августе, до окончания процесса с SAP), обвинив того в том, что Android нарушает интеллектуальную собственность Oracle (в части Java, полученной им при покупке Sun). Согласно поданному на минувшей неделе в суд заявлению, Oracle оценивает свой ущерб в 1.4-6.1 миллиарда долларов США. Google уже призвал суд игнорировать расчеты Oracle как «ненадежные и подогнанные под желаемый результат». Посмотрим, что решит суд — слушания начнутся в ноябре. В судебных прениях двух Ларри — Эллисона и Пейджа — я однозначно ставлю на первого. Опять же, как и в случае с SAP, можно предположить, что Oracle проверил свою позицию перед слушаниями, и уверен, что она серьезно подкрепляется фактами.
Тем временем, на минувшей неделе HP подал в суд уже на Oracle, обвиняя того в невыполнении контракта на поддержку систем HP, в связи с тем, что Oracle заявил об отказе выпускать новые версии своих продуктов под процессоры Intel Itanium, на которых построен ряд хай-энд серверов HP. A Apple, в свою очередь, расширила свой иск к Samsung о копировании своих телефонов и планшетов, увеличив на 14 пунктов список моделей корейцев, которые, как она считает, слизаны с ее устройств. Включи в него, в том числе, Galaxy Tab 10.1 и Galaxy S II.
А вот с Nokia Apple на прошлой неделе, напротив, свои разногласия урегулировала, полностью закрыв все судебные претензии друг ко другу — безусловно, сейчас главным врагом для Apple является не Nokia, а производители устройств на базе Android. В итоге, дело кончилось тем, что обе стороны будут платить друг другу за соответствующие патенты, но, судя по всему, положительным баланс этих встречных финансовых потоков будет для Nokia. По некоторым оценкам, она должна получить с Apple разово до полумиллиарда долларов, и до 4 евро — за каждый продаваемый iPhone, которых, в отличие от устройств Nokia, продается все больше. В результате, несмотря на то, что на фоне новостей об урегулировании патентного конфликта с Apple, акции Nokia выросли на 3.3%, на следующий день они упали уже на 4.8% — инвесторы поняли, что ситуация для Nokia кардинально не изменилась. Упали акции тогда до $5.96 — первый раз за более чем десять лет, когда они опустились ниже отметки в $6.
У HP с курсом акций все пока более или менее в норме, но с организационной точки зрения их продолжает весьма неслабо трясти. На минувшей неделе покинула свой пост вице-президент HP, Энн Ливермор, проработавшая в компании 29 лет и отвечавшая там до последнего времени за основу основ HP — Enterprise Business. Собственно, когда ушел Марк Херд, именно Ливермор стала временным главой компании, а во время любых последних потрясений — до найма Карли Фьорины, Марка Херда, Лео Апотекера — именно она рассматривалась как один из основных кандидатов на пост CEO HP. Да, сейчас она стала членом совета директоров HP, но, на фоне отставки с ее поста, это выглядит безусловным понижением. Интересно совмещение, предложенное двум другим крупнейшим менеджерам компании — Тодду Бредли и Вайомешу Йоши. Первый теперь, помимо руководства Personal Systems Group, будет отвечать за расширение доли HP на рынке Китая, второй, оставаясь главой Imaging and Printing Group, станет отвечать еще и за продажи в Индии. Уволены Chief Administrative Officer Пит Бочан и Chief Information Officer Рэнди Мотт. Пост первого упразднен, а на пост второго решили найти кого-то получше.
Говорят, серьезные перемены грядут и в IBM. Мол, 59-летний Сэм Палмизано размышляет над кандидатурой своего наследника, каковой может быть, для начала, назначен на пост президента или COO IBM в течение ближайшего года-полутора. Комментариев от Тома Кука, Марка Херда, Партрика Гельсингера, или Грела Сламми пока не поступало. Может, и правильно, поскольку, по тем же слухам, основными кандидатами на роль нового главы IBM являются три ее нынешних старших вице-президента: Вирджиния Ромитти, Майкл Дэниелс, Родни Адкинс.
А пока, со своим текущим руководителем, IBM отмечает столетие с момента своего основания — 16 июня 1911 года. Остается лишь пожелать нынешним звездам рынка — Google, Facebook, и прочим, чтобы они через сто лет продолжали даже не то, чтобы быть в той же форме, что IBM сегодня, но хотя бы просто продолжали существовать. Магнитная пленка для банковских карт, штрих-код, винчестер, компьютерная память, и масса всего прочего — это то, чем мы обязаны Big Blue. А она, в свою очередь, обязана своим возрождением Луи Герстнеру, вытащившему ее с края пропасти в 1993 году и передавшему в 2002 году Сэму Палмизано, уже в нормальном, рабочем состоянии.
После этого даже не хочется возвращаться к Пузырю 2.0, но придется. На минувшей неделе интернет-радио Pandora, как и ожидалось, прошло IPO. И, конечно же, прошло его даже лучше, чем предполагалось. Начальная цена размещения — $16 за акцию (против первоначального предложения в $7-9 всего лишь месяц назад), в ходе торгов первого дня курс поднимался до $22-23, закрылись торги на отметке в $17.42, что дает нам капитализацию компании в 3 миллиарда долларов. Неплохо для фирмы, потерявшей с момента своего создания 92 миллиона долларов, никогда не показывавшей прибыль, и продемонстрировавшей убыток в 1.8 миллиона в последнем финансовом году на фоне годового оборота в 138 миллионов долларов. Типичный 3-миллиардный бизнес, что такого. И это только начало! Впереди нас ждут IPO еще более убыточного Groupon (по некоторым оценкам — его капитализация может составить до 30 миллиардов долларов) и Facebook (первый квартал следующего года?), где речь уже идет о 100 миллиардах долларов стоимости компании.
Google на этом фоне — просто что-то консервативное, надежное, и стабильное. Кстати, компания на минувшей неделе официально подтвердила слухи о том, что она покупает Admeld — да, действительно, покупает. Если, конечно, ей это разрешит сделать Минюст, который 100% будет рассматривать эту сделку и Федеральная комиссия по торговле, которая неожиданно решила тех подстраховать независимым расследованием. Такое дублирование не является обычной практикой, но покупка Admeld заметно усилит позиции Google на рынке медийной интернет-рекламы в США. Именно медийной, а не контекстной! Если на рынке последней Google является почти монополистом, то на рынке первой — имеет всего лишь 14.7% рынка США, незначительно обгоняя Yahoo! с ее 12.3%.
Некоторым утешением для Google может служить то, что Минюст США одобрил их заявку на участие в аукционе по покупке патентного портфеля Nortel. Но придется немного подождать — он перенесен на неделю, и состоится не на этой неделе, а на следующей — 27 июня. Это будет интересное мероприятие, учитывая, что Google будут противостоять, вероятно, Apple, Research In Motion, Microsoft, AT&T, и Verizon. Победитель, как водится, получает все, а проигравшие получают от него много-много судебных исков о нарушении интеллектуальной собственности.