Взлеты и падения IT индустрии с 14 по 20 декабря
«Не было гвоздя, подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала. … Враг вступает в город, пленных не щадя, оттого что в кузнице не было гвоздя». Все, наверное, помнят эту причинно-следственную связь из английского фольклора в переводе Маршака. Сейчас не менее яркий пример подобного представляет IT-индустрия, расхлебывающая последствия наводнения в Таиланде.
Сначала скорректировали свои прогнозы на ближайшее будущее производители винчестеров. Вслед за ними – зависящие от них производители PC. А дальше эффект вполне предсказуемо начал распространяться дальше, на производителей прочих комплектующих, у которых проблем с производством нет. Но что им остается делать, если их товары без винчестеров производителям PC не нужны. Винчестеры оказались тем самым пропавшим гвоздем в кузнице.
Вот и Intel на минувшей неделе был вынужден урезать свой прогноз по продажам на текущий квартал, сразу на миллиард долларов. Ранее предполагалась цифра в 14.7 миллиарда (+- 500 миллионов), теперь – 13.7 (+- 300 миллионов долларов). Причина именно та – заметное снижение продаж PC по причине нехватки винчестеров. Причем, столь же предсказуемо, компания ожидает продолжения проблем и в первом квартале, что собьет все привычные шаблоны закупок процессоров производителями компьютеров в первом полугодии следующего года. Анонс Intel сразу же понизил не только курс ее акций на 3.5%, но и утянул вниз акции всех ее конкурентов по вполне понятной причине – проблема является общей для всех.
Зато производители смартфонов и планшетов торжествуют. Кстати, на минувшей неделе случились две крупные кадровые перестановки в этой сфере. Во-первых, Intel свел воедино все свои четыре подразделения, так или иначе занимающиеся мобильными продуктами (смартфоны, планшеты, нетбуки, беспроводная связь) в одно - Mobile and communications group. У группы будут два руководителя, одним из которых становится Майк Белл, создатель первого iPhone, пришедший в Intel год назад из Palm. Во-вторых, сменился руководитель Windows Phone Business в Microsoft – Энди Лис ушел на повышение, теперь он будет отвечать за всю кросс-платформенную активность Microsoft (смартфоны, планшеты, и т.д. – чем-то похоже на консолидацию, предпринятую Intel). А возглавлять смартфонное подразделение теперь будет Терри Майерсон, возглавлявший непосредственно разработку Windows Phone.
Гиганты спохватились, и более актуально это для Intel, столкнувшегося с серьезнейшей конкуренцией со стороны ARM. Процессоры этой архитектуры используются, в частности, в Apple iPad и iPhone. И на минувшей неделе стало известно, что Apple перенесла их производство в Техас. Правда, что значит «Apple перенесла»… Она как заказывала эти чипы (A5) у южно-корейского Samsung, так и заказывает. А это уже он перенес их производство на свою новую фабрику в США. Этого хватило американской прессе для того, чтобы возбужденно подсчитать, что если бы все производство компонентов, используемых Apple, находилось в США, экономика этой страны получила бы лишних 67 тысяч рабочих мест.
Мечты, мечты… А тем временем Apple, по слухам, приценивается к израильскому разработчику контроллеров флеш-памяти – Anobit. По слухам, основанная в 2006 году компания, чипы которой Apple уже использует в своих смартфонах и планшетах, может обойтись «яблочникам» в 400-500 миллионов долларов. Интересно, что если сделка состоится, то она станет крупнейшим поглощением в истории Apple. Что еще более интересно, учитывая количество миллиардов у Apple, и размер сделок, в последнее время становящийся распространенным в индустрии.
К слову, 12.5-миллиардная сделка Google по покупке Motorola Mobility пришла на минувшей неделе в подвешенное состояние: Еврокомиссия заморозила процесс рассмотрения этой сделки до тех пор, пока Google не предоставит им некие дополнительные данные. Ранее их американские коллеги уже сделали то же самое.
Замешкалась на той неделе с вердиктом и Комиссия по международной торговле США, отложив вынесение решения о том, запрещать ли импорт продукции HTC в эту страну по жалобе Apple до 19 декабря. Вдобавок, ITC заявила, что ее октябрьское рассмотрение жалобы HTC против Apple будет частично пересмотрено: по одному из четырех патентов HTC, по которым было принято решение, что Apple их не нарушает, планируется повторное рассмотрение.
Ну и закончим на этом с темой мобильной связи, перейдем к не менее популярным облакам. Вслед за SAP, купившей за 3.4 миллиарда долларов поставщика облачных HR-решений SuccessFactors, то же самое, но в меньшем масштабе (по всей видимости), сделала Salesforce.com, решившая за необъявленную сумму приобрести стартап Rypple, занимающийся решениями в области управления персоналом. Интересно то, под каким названием будет интегрирован продукта Rypple (которым пользуется, например, Facebook) в линейку Salesforce.com – SuccessForce.
За сколько бы не купила Salesforce.com Rypple, IBM за Emptoris, с ее 725 сотрудниками, отдаст больше, поскольку даже по персоналу эта покупка вдвое больше, чем Rypple. В отличие от него, новое приобретение IBM, тоже сделанное за необъявленную сумму, является разработчиком облачных решений по управлению цепочкой поставок, и усилит ее направление Smarter Commerce.
А теперь вновь – к судам, но, для разнообразия, не на мобильную тематику. На минувшей неделе в процессе Novell против Microsoft дело дошло до рассмотрения его жюри присяжных. Стоит напомнить, что на кону был миллиард долларов, которые Novell требовала от Microsoft на том основании, что она, мол, заблокировала работу Word Perfect в Windows 95, и тем самым лишила принадлежавший тогда Novell офисный пакет лидирующих позиций на рынке. Присяжные совещались три дня, мнения разделились, вердикта вынесено не было, а в таком случае дело толкуется в пользу ответчика. Microsoft победила.
А вот Zynga на неделе получила миллиард долларов без всяких судебных процессов. Сто миллионов акций были проданы по верхней предполагаемой границе в $10 (ожидалось $8.50-10), составив искомый миллиард. Если учесть, что на бирже были проданы 11% акций компании, то получается, что изначально рынок оценил ее в 8.9 миллиарда долларов. Нормально: компания имеет объем продаж в районе 1 миллиарда долларов в год и, в отличие от Groupon, прибыльна.
И осталось упомянуть разве что о результатах минувшего финансового квартала Adobe. Несмотря на то, что выручка компании выросла на 14% по сравнению с прошлым годом – до 1.152 миллиарда долларов, ее прибыль упала на 35% - до 173.7 миллиона долларов. Однако этот результат оказался лучше, чем прогнозы аналитиков. Все обратили внимание в первую очередь не на падение прибыли из-за разовых расходов, а на заметный рост продаж, а также на укрепление позиций Adobe в области платформ для управления онлайн-рекламой, считающихся очень перспективным направлением для развития. Итог – рывок акций Adobe на 7.3% после того, как все это было объявлено.